- 13.04.2010 Как выбрать бизнес-брокера?
Сегодня на рынке представлено большое количество брокерских агентств по продаже бизнеса и частных брокеров. Собственнику бизнеса решившему продать свою организацию легко запутаться в массе различных предложений. Так как же не ошибиться в выборе профессионала и понять за что нужно платить бизнес-брокеру?
К сожалению, деятельность бизнес-брокерских услуг в России не лицензируется. А вот схемы работы различны - кто то работает по классической "западной" схеме, а кто то по риэлторской схеме на русское "авось". Идеальным вариантом бизнес-брокера будет близкий знакомый, которому Вы можете доверять. Если же таких знакомых нет придется выбирать из брокеров работающих в этой сфере. Следует отметить, что в среде брокеров встречаются некомпетентные, ленивые или не слишком порядочные люди. К выбору бизнес-брокера нужно подойти с той же тщательностью, как и к выбору хирурга или адвоката, в противном случае будет совершена непростительная ошибка, которая отнимет массу времени, нерв и что самое главное отсутствию результата.
В этой статье постараемся дать Вам краткие рекомендации и принципы для выбора бизнес-брокера. Прочитайте и обдумайте их до момента подписания договора!
- Один из основных принципов профессионала услуг бизнес-брокериджа это открытость и прозрачность в своей работе!
Следует задать вопрос потенциальному продавцу как он планирует организовывать комплексную продажу?
Если брокер утверждает о каких то "тайных схемах", информации "не для огласки" и не рассказывает о его схеме по организации продажи Вашего бизнеса, то никакой схемы, по-видимому, просто и нет. - Поиск клиента, тоже работа!
Спросите, каким образом брокер будет искать покупателя? Как Вы будете проинформированы о ходе работ, есть ли пункт об отчетности в договоре?
Если этот процесс "окутан тайной", значит, не будет ни активной рекламы, ни отчетов, а банальное размещение объявлений и ожидание у "моря погоды". Тайны из списка рекламных площадок и действий по активному поиску профессионал делать никогда не будет. - Брокер тоже человек. И у него есть свой порог проектов, которые он может вести одновременно!
Поинтересуйтесь сколько проектов ведет брокер на текущий момент? Расспросите поподробней что это за проекты? Проверьте информацию на сайте его агентства.
Если брокер ведет более 10 проектов, то он не работает ни с одним из них - с этим утверждением легко согласиться, если подсчитать количество времени необходимого на звонки/встречи/согласования/оформление каждой сделки. - "Продаю как пирожки"!
Не лишнем будет спросить, сколько успешных проектов за последний год совершил кандидат? Есть ли отзывы о работе?
В среднем профессиональный брокер совершает 20 проектов в год, ну а если заявляемая цифра стремиться к бесконечности, уж лучше обратиться к стажеру, для которого этот проект будет первым. - Продать "не глядя"!
Спросите, какая информация о Вашем бизнесе необходима брокеру для того, чтобы сделать предложение покупателю?
Если брокер готов ее собрать за 1-2 часа, то на всех переговорах Вы обречены услышать в конце от покупателя "я подумаю это дорого", а от горе-брокера давайте снизим цену еще больше через пару-тройку месяцев такой "продажи", так как он будет не способен обосновать цену Вашего бизнеса для покупателя. - "У меня есть покупатель" или "наши партнеры-инвесторы купят"! Но эксклюзивный договор на 6 месяцев!
Логика тут простая если покупатель действительно есть, то брокера устроит договор на месяц с условием, что его покупатель будет закреплен за ним на год.
В реальности же никакого покупателя нет, а Вас просто хотят подсадить на полугодовой крючок с обязательствами.
Возьмите время подумать после первой встречи с брокером, внимательно изучите договор, только так у вас будет шанс начать работу с профессионалом!
Потому что профессиональному брокеру платят не за простое "сводничество", а за получение следующих услуг:
- адекватную оценку рыночной стоимости выставляемого на продажу готового бизнеса;
- подготовку презентационных материалов;
- организацию эффективной рекламной кампании и регулярный отчет о ее проведении;
- организацию показов и переговоров с потенциальными покупателями;
- согласование условий сделки для ее совершения;
- подготовку необходимого пакета документов для самой сделки;
- организацию нотариального удостоверения сделки;
- обеспечение безопасных расчетов и контроль за завершением сделки.
Если же в Вашем кандидате чего то не хватает, то мы Вас предупреждали!
Автор статьи:
Управляющий партнер агентства "Биржа Бизнеса"
Мельников Виталий Викторович
info@proday-biznes.ru
Вернуться обратно в список всех статей